О применении принциповГлавная » О применении принципов
Автор Д.Б. Кабалевский
О применении принципов и методов новой программы по музыке в школах союзных республик Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы направлены на музыкальное воспитание всех школьников нашего многонационального государства. Они носят обобщённый характер и поэтому не только не мешают, но, напротив, создают необходимые предпосылки для индивидуализации программы в различных республиках с учётом развития их истории, особенностей их духовной, в частности музыкальной, культуры. «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Эти слова В.А. Сухомлинского, поставленные эпиграфом к новой программе, определяют общее её направление. Цель музыкальных занятий в общеобразовательной школе сформулирована в программе так: «Воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры». На этих двух основах покоятся все принципы и методы, охватывающие наиболее существенные стороны новой музыкально-педагогической концепции и программы, сформированной на её основе. Таким образом, «Основные принципы и методы» сохраняют своё значение в условиях любой союзной республики, тем более что возможность творчески-вариативного построения занятий предусмотрена самой программой. Иначе обстоит дело с конкретным содержанием программы и конкретной методикой проведения занятий. Здесь встаёт вопрос не о простой, формальной адаптации программы к новым условиям её существования, а о творческом подходе к ней. Такой подход необходим уже в условиях русских школ союзных республик. Казалось бы, музыкальные занятия в русских школах любой республики могут и должны вестись по русской программе (т.е. по программе для русских школ РСФСР). Но могут ли занятия музыкой в русских школах Армении или Узбекистана, Украины или Эстонии вестись абсолютно так же, как они ведутся в русских школах РСФСР? Русские ребята не могут полноценно учиться, расти и духовно развиваться, оставаясь глухими к музыке того народа, в среде которого они живут, с которым постоянно общаются, чью разговорную и музыкальную речь постоянно слышат вокруг себя. В программе по музыке в русских школах той или иной союзной республики высказанные соображения должны быть отражены и в самом тексте программы, и в репертуаре: некоторые произведения могут быть заменены, некоторые добавлены, но наилучших результатов здесь можно достигнуть, очевидно, за счёт предусмотренных программой домашних заданий (слушать музыку вне школы всюду, где это окажется возможным, и о наиболее интересных «встречах с музыкой» рассказать в классе). Для того чтобы новая программа стала «своей» программой именно для этих школ недостаточно внести те или иные изменения в музыкальный материал. В ней должны найти отражения важнейшие особенности национальной музыкальной культуры данной республики как части всей её культуры. Так, в программах для республик Средней Азии и Казахстана, где до Великой Октябрьской социалистической революции не было профессиональной музыки, музыкально грамотных людей практически вовсе не существовало, «прошлое» и «настоящее» должно рассматриваться в диалектической связи. Учащимся надо разъяснять, что небывало быстрый рост музыкальной и вообще художественной культуры в этих республиках стал возможным не только благодаря политическим, экономическим и социальным переменам, которые принесла с собой революция, но и благодаря неизмеримым богатствам народного искусства, создававшегося многими веками и хранимого народом как величайшая его ценность. Если бы не эти богатства, если бы не талантливейшие народные музыканты, не могли бы за десять-двадцать лет вырасти в этих республиках композиторы и исполнители, музыкальные учебные заведения – от школ до консерваторий, свои музыкальные театры, филармонии с симфоническими и народными оркестрами и т.д. Диалектически должен быть отражён в программе и процесс взаимосвязи с русской музыкальной культурой. Стремление разных народов нашей страны к объединению сказывалось не только в политическом аспекте, но и в аспекте культурном. Стремление это открыто выражали музыканты разных народов. Классику украинской музыки Н. Лысенко принадлежат слова, сказанные им ещё в конце прошлого века: «В музыке, как и в других областях культуры, взаимодействие духовных богатств русского народа на Севере и на Юге есть одно из условий несомненно великой нашей музыкальной будущности». Классик азербайджанской музыки Узеир Гаджибеков после первой русской революции 1905 года произнёс такие слова: «События в России оказали очень большое влияние на нас, они открыли глаза и разбудили нас». Поразителен в своей глубокой проницательности факт сочинения классиком русской музыки А. Бородиным симфонической картины «В Средней Азии». Получив официальный заказ на музыку, которая воспела бы успех колониально-завоевательской операции политики царизма, Бородин создал произведение, единство и дружбу русского народа и народов Средней Азии. Все подобного рода факты убедительно объясняют, почему после революции русские музыканты с такой охотой, увлечением и сознанием своего братского долга оказывали помощь в развитии музыкальной культуры в тех союзных республиках, где эта помощь была необходима. Результаты этой помощи хорошо известны. Нельзя при этом забывать и о второй стороне этого явления: о том, как обогатило русских музыкантов тесное общение с незнакомыми им ранее музыкальными культурами. Именно с этого момента стал исчезать термин «восточная музыка», обозначавший в русской музыкальной классике некое обобщённое представление о Востоке «вообще». Музыка каждого народа обретала свою самостоятельность и становилась в то же время частью великого целого – советской музыкальной культуры. Стали возникать такие произведения, как «Таджикская сюита» Л. Книппера, «Туркмения» Б. Шехтера, «Киргизская увертюра» Д. Шостаковича и многие другие. Широкое распространение получили также сочинения, созданные русскими композиторами в содружестве с народными музыкантами союзных республик. В республиканских школьных программах, естественно, должны быть отражены такие, например, факты, как рождение в Узбекистане хорового многоголосия (хоры им. Бурханова), отсутствовавшего в узбекской народной музыке; как рождение танцевальной музыки в Киргизии, не знавшей раньше искусства танца и, следовательно, танцевальной музыки (примечательно, что сегодня киргизский балет относится к наиболее высоким достижениям советского балетного искусства). Так, в школьную программу по музыке войдут те особенно значительные характерные и яркие факты, которыми богата история республик Советского Союза. Остаётся лишь подчеркнуть, что все эти факты должны органично войти в ткань программы вместе с соответствующей музыкой, не образуя каких-либо самостоятельных историко-теоретических разделов. При творческом освоении новой программы в союзных республиках, естественно, должны быть сохранены сложившиеся к настоящему времени прогрессивные традиции, способствующие наиболее успешному развитию национальной музыкальной культуры данной республики, и, одновременно, направленные на дальнейшее взаимообогащение и сближение с другими национальными культурами советского государства. Во всей системе школьного музыкального образования важнейшую роль играет музыкальный материал, положенный в основу программы. Материал этот должен быть художественным и увлекательным для учащихся, он должен быть педагогически целесообразным (учить чему-то полезному) и должен выполнять определённую воспитательную роль (способствовать формированию идейных убеждений, нравственных идеалов и эстетического вкуса школьников). Материал этот прежде всего включает народную музыку – своего народа, народов нашей страны, народов других стран мира. Большое место в музыкальном материале должны, естественно, занимать произведения мировой музыкальной классики, имеющие равное значение для любого народа, для любой национальности. Это – произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Грига, Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского и других. В этом же ряду стоят завоевавшие мировое признание классики советской музыки: Прокофьев, Шостакович, Хачатурян и крупнейшие современные композиторы союзных республик. Достойное место в республиканских программах должны занять произведения выдающихся композиторов народов Советского Союза: Н. Лысенко и Н. Леонтовича (Украина), З. Палиашвили, Д. Аракишвили (Грузия), Уз. Гаджибекова (Азербайджан), С. Комитаса, А. Спендиарова (Армения), М. Чюрлёниса (Литва) и других. Все изложенные соображения о необходимых и возможных изменениях в новой программе по музыке в условиях национальных школ союзных республик необходимо завершить одним в высшей степени важным замечанием: творчески подходя к программе, учитель ни в коем случае не должен разрушать её тематическое построение, потому что последовательное развитие определённых тем – основа основ данной программы. Если это замечание относится к отдельным учителям, то тем большее значение оно имеет по отношению к программе в целом. Тематизм новой программы – это лестница, ступени которой (темы) ведут учащихся к овладению музыкальной культурой. Заменить одну ступень другой, вынуть хотя бы одну из них вообще – значит разрушить всю лестницу, лишить программу не только её цельности, но и изъять из неё весь творческий, музыкально-педагогический смысл. Тематизм новой программы будет также тем компасом, который направит работу по перестройке программы в соответствии со специфическими условиями данной республики. |
|
© 2024 Кабалевский Дмитрий Борисович. Все права защищены.
Официальный сайт советского композитора и дирижёра с удивительной судьбой. Создание сайта - «Инсторс»