Учитель музыкиГлавная » Учитель музыки
Автор Д.Б. Кабалевский
Издавна человек, носивший высокое звание учителя, пользовался в народе всеобщим уважением и любовью. Он был учителем не только в школьном классе, но и учителем жизни, источником знаний и источником духовной культуры. Поэтому он всегда был так ценим людьми и нужен им – от несмышлёных малышей до немало повидавших на своём веку стариков. Именно таким было огромное большинство передовых школьных учителей в дореволюционной России, искренне вставших на сторону народа в борьбе с царским самодержавием, на сторону победившей революции. И молодое Советское государство в полную меру оценило важнейшую роль учительства в деле построения новой социалистической жизни. <…> Многое достигнуто на этом пути <…> Учителя музыки ощущают это на собственной работе в школе, на том, как уроки музыки, благодаря своему особому воспитательному значению, постепенно занимают всё более и более важное место в ряду других школьных предметов. О возрастающем внимании к идейно-профессиональному росту учителей музыки говорят разного рода всесоюзные, республиканские, городские конференции, совещания, семинары, посвящённые обсуждению важнейших теоретических, методических и практических вопросов музыкального воспитания школьников и подготовки учителей музыки. Ещё не так давно подобные учительские форумы были явлением чрезвычайно редким и, как правило, охватывали они малое количество учителей преимущественно столичных школ. Сейчас, особенно в последние десять лет, они охватывают практически всю страну, включая самые отдалённые территории. Убедительным примером могут служить систематически организуемые «Методические зональные конференции педагогов учебных заведений искусств Енисейского севера», в которых участвуют учителя музыки и методисты городов Норильска, Дудинки, Игарки, посёлков Талнаха, Кайеркана, Туруханска, Снежногорска, Хатанги, Диксона, Караула. Профессия «учитель музыки» стала профессией уважаемой и нужной там, где несколько десятилетий тому назад не было ни учителей, ни уроков музыки. Роль школьного учителя нашего времени естественно вытекает из <…> задач, связанных в первую очередь с формированием социального облика молодёжи. <…> Многие тысячи учителей музыки всё яснее осознают, что школьный предмет «музыка» – предмет идеологический. И это сегодня основа основ для понимания роли искусства в общеобразовательной школе. Об этом же убедительно говорят поставленные эпиграфом к новой программе слова В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Этот широко известный афоризм выдающегося советского педагога, определяя внутреннюю направленность программы, сразу же ориентирует мысль учителя на идейно-воспитательное значение искусства в школе. К важнейшим положениям, определяющим идеологическую направленность этой программы, относится следующее положение: «Музыка и жизнь – «сверхзадача» школьных занятий музыкой. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса, так же как их будут пронизывать идеи патриотизма и интернационализма, формируя мировоззрение учащихся, воспитывая их нравственность и душевное благородство». Не меньшее значение для учителя имеет и положение о том, что «все формы музыкальных занятий со школьниками должны быть направлены на их духовное развитие… Взгляды учащихся на музыку неотделимы от их взглядов на жизнь». Несколько изменив приведённые выше слова и обратив их на учителя, можно сказать, что «взгляды учителя на музыку и свою учительскую работу в классе неотделимы от его взглядов на жизнь». И здесь во весь рост встаёт вопрос о личности самого учителя, о его мировоззрении и профессиональной подготовке, о его педагогическом таланте и мастерстве, о богатстве интеллекта и душевной тонкости. Вспомним слова Н.К. Крупской: «Качество школы в очень большой степени зависит от того, что представляет собой учитель». Речь идёт сейчас об учителе музыки и потому, прежде всего, следует подчеркнуть, хотя об этом в последние годы говорилось уже немало, что учитель музыки должен быть настоящим музыкантом. Не в том смысле, конечно, что он обязательно должен быть профессиональным исполнителем, композитором или музыковедом, а в том смысле, в каком учитель математики должен быть математиком, учитель географии – географом и т.д. Это значит, что учитель музыки должен по-настоящему, трепетно любить музыку, испытывать от общения с ней душевное волнение и потому быть способным увлечь ею других; что он должен знать и понимать музыку в значительно большем объёме, чем хочет научить этому своих воспитанников; что он должен быть хорошо осведомлён в основных вопросах теории и истории музыки, эстетики и, разумеется, иметь необходимую педагогическую и общекультурную, общественно-политическую подготовку. Отдельно следует сказать, что в собственно-музыкальной подготовке учителя особое место должно занимать умение достаточно свободно играть на фортепиано, чтобы грампластинки и магнитофонные плёнки не заменяли его, как это сегодня нередко ещё бывает, а стали его необходимыми и ценными помощниками. Об этом очень серьёзно следует задуматься всем, от кого это зависит в музыкально-педагогических учебных заведениях, и тем, кто этими заведениями руководит. Идя на урок, учитель должен нести с собой больше, чем он собирается раскрыть перед ребятами. Кто знает, какие неожиданности ждут его на очередной встрече даже с хорошо знакомой ему аудиторией, с которой он занимается уже много лет?.. Образно и точно выразила эту мысль совсем молодая учительница, вернее студентка, мечтающая стать школьной учительницей музыки, Е. Перевозчикова из Башкирии: «Учитель как айсберг – на поверхности видно только меньшая часть знаний». В любой области преподавательской деятельности огромную (если не решающую) роль играет способность учителя увлечь своих учеников. Равнодушного, душевно пассивного учителя не спасут никакие знания, никакая эрудиция. Равнодушному человеку противопоказано преподавание любого предмета. Но когда речь идёт о педагогике в сфере искусства, то равнодушие становится столь же губительным для преподавания, сколь губительным бывает его проявление в самом искусстве. Равнодушие приводит в класс скуку, а в атмосфере скуки чудо общения с музыкой произойти не может. Более того, в такой атмосфере может родиться стойкая неприязнь к музыкальному искусству, нежелание познать его, отчего страдают, как подтверждает опыт, наиболее ценные и содержательные его области. Лишь в атмосфере всеобщей увлечённости музыка может совершить свою работу по формированию человеческой души. Чтобы быть способным создавать такую атмосферу, учителю надо всегда «быть в форме», находиться в гуще жизни, впитывать новые впечатления, обогащаться новыми знаниями. Не об этой ли важнейшей грани учительского труда тревожно напоминают слова учительницы Г. Шуваловой из Новосибирской области: «Амортизация души опасна для служителя искусства. Ещё страшнее она для учителя, ибо ученик сразу же фиксирует твою исчерпанность». Легко ли соответствовать требованиям, которые предъявляет новая программа к учителю музыки? А есть ли в жизни что-либо новое, овладение чем не требует никаких усилий?!. Зато какое удовлетворение приносит учителю успешное решение новых педагогических задач: «…Программа интересна и нам, и детям, хотя порой и трудна. Обучая ребят, мы сами вместе с ними познаём много нового для себя, учимся у ребят» (учительница музыки Н. Каштанова, г. Ставрополь). «Самые радостные дни в работе по новой программе были и остаются для меня такие, когда мне удаётся одолеть какие-то препятствия. Именно в такие минуты я могу по-настоящему оценить осмысленность, содержательность и полезность своей жизни и деятельности» (учитель музыки В. Мачильский, г. Пермь). «Нам хочется не только увлечь своих учеников красивой музыкой, но и воспитать вкус, устойчивую невосприимчивость к чуждым течениям, научить, наконец, понимать великое искусство музыки и его связь с жизнью… Новая программа научила нас искать и находить пути решения этих задач» (выпускники музыкального отделения педучилища, г. Чита). Подобных писем за 10 лет, с первых уроков по новой программе, приходило и приходит очень много. И они радуют, свидетельствуя о том, что ещё на студенческой скамье будущие учителя ощущают общественную важность предстоящей им работы, а наставники, готовящие их к этой работе, способны не только обучить их педагогическому искусству, но и вызвать любовь и увлечённость своей нелёгкой, но прекрасной профессией. Народный учитель – всегда было званием высоким, почётным и ко многому обязывающим. <…> Даже самый молодой, начинающий учитель, входя в школу на свой первый урок в 1-ый класс, должен ясно отдавать себе отчёт в том, что с этой минуты он становится доверенным лицом общества в воспитании наших детей и всей своей жизнью и работой должен оправдать это доверие <…>. Кабалевский Д.Б. Журнал «Музыка в школе», № 1, 1984 год, с. 3 – 8. |
|
© 2024 Кабалевский Дмитрий Борисович. Все права защищены.
Официальный сайт советского композитора и дирижёра с удивительной судьбой. Создание сайта - «Инсторс»