Композитор и дирижёр с удивительной судьбой

Беседы о музыке. Беседа-2

Главная » Беседы о музыке. Беседа-2

Автор Д.Б. Кабалевский

БЕСЕДА ВТОРАЯ. ЕЩЁ О «ТРЁХ КИТАХ» В МУЗЫКЕ 
 
Музыка не в состоянии изображать точно какой-то определенный предмет. Но, если вы в музыке услышите «бурю, волнение», то один скажет, что это – «бурая на море», другой, что это – «военная буря», да? А третий, может быть, услышит эту «бурю» в душе человеческой, но всегда мы услышим какую-то «бюрую2. И музыка, она сразу настраивает нас. Вот бывало с вами, что вы придёте в кино, опоздав? Название не прочитали, не знаете, что за фильм идёт. А музыка уже играет, увертюра. Ну, примерно такая музыка, допустим, идет. (Играет на рояле нечто маршевое, тревожное). Что вы ждёте от такого фильма? (Звучат  голоса). Вот, ребята почти всегда говорят: «Войны». Да. Может быть и войны, не знаю, не знаю. Но, во всяком случае, событий каких? Напряженных, правда, да? Может быть драматических событий, правда? Во всяком случае, событий каких-то серьезных и очень напряженных.

Представьте себе, случилась с вами второй раз такая же история…

И вот началась увертюра (играет нечто танцевальное,  ритмичное). Вот смотрите, сколько вас народу, почти все без исключении, вот что произошло – улыбнулись немножко.  Хотя музыка ещё не началась, я начал только аккомпанемент. Вот тут мы уже не ждём ни войны, никаких событий трагических, никаких событий напряжённых, а ждём?.. Конечно, комедия!

И вот мы перешли с вами к вопросу о том, как музыка может выражать что-то. Не просто, быть вальсом вообще, а что-то выражать. Или не просто – песней. Так же, как в литературе есть названия: «басня», «поэма», «новелла», «роман», «повесть», «драма» и так далее. Есть и свои названия в музыке, которые определяют какую-то свою форму. Те, кто из вас играет, скажем, занимается, может встречались уже и с такими пьесами, такого названия.

Слышали такое, говорится: «рондо» такого-то композитора»? Правда, слышали. А что такое «рондо»? Рондо это хоровод, или кружок. И у всех народов, и у детей, и у взрослых существовали такие танцы, песни, игры, которые назывались «хороводами». Как эти хороводы танцевались и пелись. Люди становились в кружок (поэтому «рондо» и называется, потому что рондо это – «круг») и пели что-то такое одно. Главный мотив. Назовём его главной мелодией. Потом кто-то выходил в середку – пел что-то своё, как эпизодик такой, отдельный. Потом возвращался обратно, и снова все пели опять что, какую мелодию? Главную, да? Потом выходил кто-то новый, свой, новый эпизод какой-то пел, возвращался и так далее.

Значит, «форма рондо» заключается в том, что есть главная тема – главная мелодия. А между главными мелодиями находится что? Ну, будем называть их, смотрите, если четыре раза главная мелодия была, сколько эпизодов было? Три, правильно? Если три раза была главная мелодия, сколько эпизодов? Два, правильно? Вот я вам сейчас сыграю рондо, которое называется «Рондо-марш». Что это значит? Это значит, что это марш, написанный в какой форме? В форме рондо. Вот послушайте внимательно и скажите, сколько раз там будет главная мелодия? (Играет «Рондо-марш).

Ну, как? Ну конечно, конечно, три раза. А эпизодов сколько было? Два А кто из вас скажет, в чём разница по характеру была между главной мелодией и эпизодами? Ну! Главная партия была такая довольно маршевого, бурного характера, а эпизоды были помягче, полиричнее. Но так интереснее слушать, когда вы знаете форму?

Ещё одно «Рондо» хотите? Да? (Зал отвечает: «Да»). Оно называется по-другому, оно называет – «Рондо-токката». А «токкатой» в музыке называется такая музыка, которая идёт довольно быстро, непрерывно и немножко вроде постукивая. Вот так, немножечко постукивая (постукивает негромко и часто по корпусу рояля). Вот такая музыка.

Вот послушайте внимательно и скажите, сколько раз там будет главная мелодия? И сколько тут было эпизодов? Понятно, да? (Играет «Рондо-токкату»). Четыре, правильно конечно четыре. А эпизодов? Три. А вот кто может сказать теперь, вот, в отличие от того, первого рондо, там эпизоды были разные? Вы обратили внимание? Да? В первом, в марше? А здесь? Что, все одинаковые? (гул голосов). А-а-а! Правильно. Два одинаковые. Так какие же? Тут было три эпизода. Какие из них? (гул голосов). Первый и третий. Правильно. Первый и третий эпизоды повторились. А вот здесь характер музыки как, между эпизодами? Ну, правильно, то есть как раз наоборот, не так как в марше. Здесь главная мелодия помягче была, да? Хотя и быстро. А эпизоды, наоборот, вот такие.

Вот теперь несколько слов о содержании музыки. Я вам хочу сыграть одно сочинение, которое связано с Артеком. Открыли здесь новый памятник неизвестному моряку. Этот памятник в честь и в память всех тех матросов, которые погибли, защищая во время войны Крым. Но когда к памятнику приближаются ребята, воцаряется тишина, и в полном безмолвии отряды проходят. И вот я один раз видел, как около этого памятника сидела пионервожатая и она им рассказывала о подвиге молодого матроса, который погиб у берегов Крыма. И вот я слушал этот рассказ, смотрел как ребята внимательно, с очень большим волнением слушали это, и мне захотелось в музыке это выразить.

И я написал пьесу, которая так и называется – «Рассказ о герое». Она состоит из двух частей, эта пьеса. В первой части мне хотелось изобразить сам подвиг этого героя, оканчивающийся трагической гибелью. И после этого, вы услышите, тишина воцаряется. Это та тишина, вот которая у памятника, когда вы проходите мимо. Вот как сейчас – ну-ка, прислушайтесь к тому, что в зале. (Пауза. Тишина). Ну-ка, прислушайтесь. Тишина какая. Ну, пустая какая-то тишина, правда? Какие-то чуть-чуть шёпоты, шорохи. Причём в музыке тишина, ведь она не похожа на обычную тишину в жизни. Вот теперь послушайте внимательно. (Звучит тихий минорный аккорд). Вы слышите – тишина заполненная. И потом вы услышите, как пионервожатая рассказывает о гибели этого моряка, и в конце снова наступила эта тишина. Вот, если хотите, я вам сыграю эту пьесу. (Из зала: «Да»). (Играет пьесу «Рассказ о герое»). (Аплодисменты).

Ну, вот как, по-вашему, соответствует то, что я рассказал вам, вот примерно, тому, что вы услышали? (Да-а!). И вот я убежден в том, что гораздо интереснее, ну так же, как смотреть на картину, смотреть на картину, абсолютно не зная, о чём идёт речь там. Представляете, какой-нибудь там исторический сюжет, даже пейзаж. Если вы не знаете, не знали вы ничего, связанного с этой картиной, вам было бы гораздо менее интересно смотреть. Правда? Так же музыку. Если вы хоть что-то о ней знаете, насколько интересней её всегда слушать.

Скажите пожалуйста, вы когда-нибудь в жизни читали книгу таким образом – берёте книгу (не знаете, что это такое, ни названия, ни кто её написал), прямо, допустим, с восемнадцатой страницы. Начинаете читать – ничего не понятно. Бросили: «Ну её, не буду читать!». Бывает? Невозможно, правда, себе представить такую вещь? Невозможно. Да? Так никто книг не читает! А слушаем мы музыку по радио так иногда, или нет? Ну, по совести. А! Вот я боюсь, что слушаем! Бывает, что включим радио, не знаем, что это такое. Послушали (там была какая-то, допустим, симфония), послушали опять кусочек, выключили: «А, неинтересно!». Вот бывает так! И вот при таком слушании люди начинают говорить: «Мне не интересно слушать музыку». Ну конечно! А книгу так интересно читать? Попробуйте как-нибудь, для опыта, прочитайте! А потом послушайте так  радио! Вот тогда вы убедитесь. Вы знаете, ведь разница большая между глаголами «слушать» и «слышать». Да?

Бывает иногда так, что радио включено с утра до ночи и музыка,  это замечательное искусство, превращается в один из шумов просто, который сопровождает нашу жизнь так же, как шум с улицы грузовиков, тут радио…  Вот шумы, шумы какие-то. Вот так нельзя слушать. Из великого блага тогда музыка превращается в огромную беду. Мы начинаем неуважительно к музыке относиться. Перестаем интересоваться ею,  любить её и понимать её.

Старайтесь всегда – и в концерте, и по радио, и в школе, словом, где бы вам ни случилось слушать музыку, старайтесь слушать её всегда внимательно, всегда вдумчиво. Слушать её так, как вы читаете книги. И тогда музыка, как и книга, станет таким же вашим любимым, дорогим и верным другом.

Аплодисменты.

© 2018 Кабалевский Дмитрий Борисович. Все права защищены. Поделитесь: ВКонтакте | Facebook | Твиттер
Официальный сайт советского композитора и дирижёра с удивительной судьбой. Создание сайта - «Инсторс»

счетчик посещений