Композитор и дирижёр с удивительной судьбой

Беседы о музыке. Беседа-5

Главная » Беседы о музыке. Беседа-5

Автор Д.Б. Кабалевский

БЕСЕДА ПЯТАЯ. ВСЛУШАЙТЕСЬ В МУЗЫКУ СЕРГЕЯ ПРОКОФЬЕВА 

Если вы помните, я обещал ребятам поговорить о музыке Сергея Прокофьева. Почему Сергей Прокофьев? По крайней мере, три причины у меня есть для этого. Во-первых, Прокофьев не только один из самых замечательных советских композиторов, но вообще один из самых замечательных композиторов нашего времени. Вторая причина заключается в том, что Сергей Прокофьев очень много музыки писал для детей и юношества. Он сочинял для детей потому, что любил молодость, любил юность, он любил ребят, чувствовал детский мир так, как мало кто из композиторов чувствовал. Даже в тех сочинениях, которые для ребят не предназначались, мы часто слышим юное, молодое звучание, как будто перед нами появился этот молодой детский мир.

В его творчестве много места занимала сказа. Вы знаете, что в совсем ещё юном возрасте, он написал музыку к знаменитой сказке Андерсена «Гадкий утёнок», сказку, которую вы все, вероятно, хорошо знает. Он написал это для голоса в сопровождении фортепиано. И вы  знаете, что эту сказку услышал Максим Горький, который очень любил и очень ценил творчество Прокофьева и в самом начале творческой жизни Прокофьева угадал в Прокофьеве большого композитора. Вы помните, все смеялись над Гадким утёнком, потому, что он не был похож на других утят. И вдруг оказалось, что это не Гадкий утёнок, а прекрасный Белый лебедь. И когда Горький послушал эту музыку Прокофьев, вы знаете, что он сказал? – «А ведь это он, пожалуй, про себя сочинил». Это очень интересно. Потому, что когда Прокофьев начал сочинять музыку, она была так необычна, она казалась такой непохожей на то, что сочиняли вокруг него некоторые музыкальные «утята», что он показался Гадким утёнком среди них, а потом оказалось, что это  прекрасный Белый лебедь. Это очень интересно.

Потом он к сказке обращался много раз. У него балеты написаны на сказочные темы. Вот «Золушка», «Сказ о каменном цветке» по бажовской сказке. Раньше ещё писал балет на тему русской сказки – «Сказка о шуте, семерых шутов перешутившем». У него опера есть на сказку Гоцци, итальянского замечательного сказочника – «Любовь к трём апельсинам». Чудесные фортепианные пьесы, которые называются «Сказки старой бабушки». Он в этих сказках как будто вспоминал своё детство.

Есть у него ещё одно сочинение, которое называется симфоническая сказа «Петя и волк». Вот. Знаете, значит? Да, ребята? Вы знаете, что ее, в общем, знают и ребята, и взрослые во всём мире. У Прокофьева есть чудесное сочинение, написанное для детей, оно называется «Зимний костёр» о пионерском зимнем походе туристском. Очень хорошая музыка. Я вам покажу. Это на слова Маршака написано. Потом на слова Маршака тоже Прокофьев написал большую ораторию, которая называется «На страже мира». Посвящена теме борьбы за мир, и там очень большую роль играют тоже ребята.

Большой, чудесный композитор столько музыки написал для ребят! Ну должны же ребята ответить ему на это своим внимание, своим интересом? Ну если с вами просто человек поздоровается, скажет вам: «Здрасьте, ребята», – вы  ему  ответите? А когда большой композитор приходит и говорит: «Ребята, я для вас написал много музыки», - что вы ему ответите? Вы скажете: «А мы не знаем этой музыки», да? Это же невозможно так ответить,  правда? Так представьте себе, если Сергей Сергеич Прокофьев с такой любовью сочинял музыку, но вы же первые, кто должны узнать эту музыку и включить её в свою жизнь. Ведь он вам подарил эту музыку, так посмотрите, я уверен, что очень многое вам там понравится.

И, наконец, есть третья причина. Прокофьев – наш современник. Нужно же знать творчество своих современников?

Мы воспитываемся и на классической музыке, классической литературе, классической живописи, мы всегда будем её любить, всегда будем её изучать, но ведь кроме времени, которое ушло, есть время, в которое мы с вами живём. И рядом с вами живут художники, писатели, композиторы. Интересно же!

Приходилось вам встречаться с такими словами, что вот там, допустим, в девятнадцатом веке, современники не поняли, не оценили и не узнали такого-то художника, или такого-то писателя. Встречались, да, с такими, правда? Так смотрите, ведь перед нами есть тоже опасность оказаться в числе тех, о которых скажут наши дети: «Они не оценили, не узнали и не поняли своих современников». Разве приятно нам будет оказаться в числе этих самых. Поэтому я рассчитываю и надеюсь, что своё обещание выполню со временем, не ограничиться разговором о Прокофьева, а поговорить о современных композиторах так же, как мы говорим о классической музыке, чтоб вы их знали. Поговорить об интересных композиторах нашего времени. У вас есть возможности с детства сейчас войти в музыку так, что её понимать и относиться к ней с интересом.

Вы помните, речь у нас шла о том, что есть три области музыки, играющие в музыке очень важную роль. И области, которые связаны с жизнью так тесно, что мы часто даже не замечаем, где кончается жизнь, а где начинаются эти области музыки. Три. Вы помните, я их называл, нет? Кто из вас помнит? Это три жанра музыки, три формы музыки. Это была песня, да? Потом? Марш был и танец. Вот это три области, которыми музыка далеко не исчерпывается, конечно. Но, я вам ещё сказал, что это не просто три важные области музыки, но это как бы мостики, по которым нам легче войти в большой мир музыки. Помните, об этом я говорил?

Вот попробуем, прежде всего, по этим мостикам войти в мир прокофьевской музыки, и посмотрим, куда эти мостики нас приведут.

Вот давайте начнём с песни. Прокофьев сочинял очень много песен. И детских песен, и романсов и хоров. У него есть великолепные обработки русских народных песен. Но я вам сейчас песни показывать не буду. Я хочу вам показать ту музыку Прокофьева, где он не сочинял песни, но где музыка поёт так, как будто бы это и песня. Вы ведь встречались в жизни часто, вероятно, с музыкой, которую играют на скрипке, играют на рояле, играет оркестр. Её не поют, но вы чувствуете, что это как будто пение. И мы тогда говорим, что это не песня, а песенность в музыку проникла. Почему это происходит? Всякая мелодия произошла от человеческого пения. Всякая мелодия. И так как от человеческого пения и музыка вся выросла, то в музыке так важна роль мелодии. Мелодия оказывается очень важной основой всей музыки. И даже когда не поется, мы слышим песенность.

Вот я вам сыграю сейчас отрывок из Первой симфонии Прокофьева. Значит, прежде всего, песня эта нас поведет сразу в симфоническую музыку Прокофьева (играет фрагмент симфонии).
Как будто маленькую песню, правда, на рояле пропели?

А вот другой отрывок. Попадем в другую область музыки. В область кантат и ораторий. Будет «петь» оркестр. Именно я хочу сказать, не играть будет оркестр, а будет петь. Вы знаете, что ведь интересно, кода мы оцениваем качество скрипача, например, мы говорим, что у него очень певучий звук. Когда мы говорим про оркестр, что оркестр хороший, мы говорим, в оркестре всё поёт от самого нижнего до самого верхнего голоса. То есть, пения мы ждём всегда и от любого инструмента.

Сочинение называется «Здравица». Это сочинение, написанное на народные русские слова о том, как колхозники собирались ехать в Москву. Вот вступление к этому сочинению. (Звучит в записи вступление к кантате «Здравица» С. Прокофьева).

Вот уже оркестр «пропел», причём, если первый отрывок по характеру был ближе к чему, как будто один кто-то пел, правда? То здесь уже вроде как будто хор пел.

Я вам говорил о балетах Прокофьева. И вот балет, который пользуется огромной любовью во всём мире. Я думаю, что это одно из лучших сочинений Прокофьева. Это «Ромео и Джульетта». Знаете этот балет? Слышали многие из вас, да? Он идёт на сценах театров, он исполняется в симфонических концертах. Есть переложение для рояля, скрипачи играют на скрипках отрывки из «Ромео и Джульетты», виолончелисты играют на виолончелях. То есть, это такая музыка, которую хочется играть каждому музыканту, и музыканты приспосабливают эту музыку к своему инструменту, на котором они играют.

И вот что интересно, что балет, то есть музыка, предназначенная для танца, и сколько в этой музыке пения у Прокофьева.

Вы «Ромео и Джульетту» Шекспира читали? В этом произведении есть одно действующее лицо – монах Лоренцо. Человек благородный, он с большим сочувствием относился к чудесной, замечательной любви Ромео и Джульетты. Он понимал их юные сердца. Это был человек действительно большого благородства, понимал, что вражда двух семей, к которым относились Ромео и Джульетта, вражда, из-за которой, в конце концов, они погибли то ужасная вражда.

И вот Прокофьев нарисовал сцену, в которой Ромео приходит к Лоренцо и рассказывает ему о своей любви к Джульетте и ищет у него совета. Послушайте, как эта музыка, несмотря на то, что это балет, как она «поёт». Как взволнованно «поёт» Ромео и как спокойно, вдумчиво, серьезно отвечает ему «пением» Лоренцо. (Играет на рояле фрагмент сцены «Патер Лоренцо и Ромео»).
А вот образ Джульетты, в начале балета. Вот девочка – Джульетта – прыгает, резвится, танцует (играет фрагмент). И, вдруг, после этого запела и тихонечко напевает что-то (продолжает играть). Чувствуете, да? Прыгала, прыгала и вдруг запела. Знаете, как в жизни бывает с каждым из вас?

В музыке Прокофьева очень много, необычного, нового. И. Как всегда, к новому, необычному не сразу привыкаешь. В его музыке очень много смелого, довольно сложного. Не все так просто, как те отрывки, которые сегодня вы слышите. Но я убежден в том, что через ту музыку, которую вы услышите сегодня, более простую музыку, вам легче понять и всё остальное, вам легче проникнуть и в более сложный музыкальный мир Прокофьева. И легче будет полюбить всё, что создал Прокофьев.

Вот, я вам приведу ещё такой пример. Есть у Прокофьева опера, которая называется «Семён Котко» по книге Катаева «Я сын трудового народа». Эта опера о первых годах революции и гражданской войны и там есть необыкновенные лирические сцены. Есть, например, картина, которая называется «Южная ночь». Причём это очень страшная ночь, потому, что в конце этой ночи, в это село белогвардейцы ворвутся. Уничтожат людей, подожгут это село, причинят горя и страдания  бездну. А пока, это тихая южная ночь.

И вот, послушайте, как не просто изображает Прокофьев пейзаж  музыке, но как пение есть. Мы слышим человека, слышим людей в этом пейзаже. (Играет на рояле картину «Южная ночь» из оперы «Семён Котко»). И так далее. Вот как будто мягкий свет луны, правда?

Прокофьев так же как он пел в свое музыке, у него очень большую роль играла и вторая область музыки о которой мы говорили – танец. Вы знаете, сколько балетов Прокофьев написал? Семь балетов написал, вот. Он очень любил танец, и не только танец, я вот вам говорил – бывает песня, которую поют люди, да? А бывает песенность, да? Также бывает танец, который мы танцуем, а есть танцевальность. Вот, в прокофьевской музыке очень много танцевальности.

Первое, что я вам хочу показать, это одна из его опер, «Война и мир». Ну, это произведение, во всяком случае, вероятно, знают его уже хорошо. Я вам покажу один вальс. Тот самый вальс, на балу, во время которого, Наташа знакомится с Андреем Болконским. И в опере этот вальс появляется дважды. Сперва, когда они знакомятся, и второй раз, во время войны, когда смертельно раненый Андрей Болконский умирает. У постели умирающего Андрея – Наташа. И звучит этот вальс, как воспоминание об их первой встреча, воспоминание о юных их годах. (Звучит в записи «Вальс» из оперы «Война и мир» С. Прокофьева).

Это лирический вальс такой, очень нежный. Я вам покажу отрывок из другого вальса, который ведёт нас в область опять симфонической музыки. Седьмую симфонию свою, последнюю симфонию, ему хотелось написать для ребят. И в этой симфонии очень многое связано вот с его детской музыкой. И там есть вальс, уже не лирический, а такой, озорной. (Звучит в записи «Вальс» из Симфонии № 7 С. Прокофьева).

Вот у Прокофьева очень много произведений, в которых проявляется танцевальный характер, танцевальность. И так же много у него произведений, носящих характер маршей. В операх, в балетах, в симфонической, фортепианной музыке и в музыке для ребят. Вот, посмотрите, ребята, какой он написал специально для тех из вас, кто учится музыке, небольшой, очень небольшой марш. И ребята, которые учатся в музыкальных школах, очень любят играть этот марш. (Играет на рояле  «Марш» из цикла «Детская музыка» С. Прокофьева).

А вот теперь послушайте другой марш, очень известный, из оперы «Любовь к трём апельсинам». Этот марш очень характерен для Прокофьева, знаете, вот такой остротой какой-то, задиристостью какой-то. Вот послушайте это сочинение. (Звучит в записи «Марш» из оперы «Любовь к трём апельсинам»). 

Слышали этот марш раньше? Слышали! Близкий родственник того марша, правда? У меня такое впечатление, что взрослый, а рядом с ним малыш идёт, правда? А разговаривают примерно об одном и том же. Очень близкая какая-то тема разговора.

В музыке возникает всегда вот какой-то образ. У Прокофьева есть сочинение, которое я уже упоминал, написанное специально для детей – «Зимний костёр». В этом «Зимнем костре» есть часть, которая такую картину рисует – поезд идущий. И в этом поезде едут пионеры. Вот у меня всегда такое ощущение, что это не просто пионеры едут в поезде, не просто весёлые пионеры, а поезд наполнен радостью. Вот сама радость едет в этом поезде. Вот такой образ возникает. И вы наверняка почувствуете в этой музыке, что это ребята, это пионеры. (Играет на рояле фрагмент из кантаты «Зимний костёр»).

Ну, вот, ребята, я не рассказал вам и не показал вам очень интересного сочинения Прокофьева, написанного специально им для детей, я только упомянул о нём. Это симфоническая сказа «Петя и волк». Этому сочинению мы посвятим специальную беседу, потом что мне очень хочется, чтобы вы все, как следует, по настоящему знали это сочинение. И мен хочется всем вам пожелать, чтобы вы по настоящему заинтересовались музыкой одного из самых замечательных ваших современников, чтобы вы полюбили его так же,  как он любил вас – детей, юношей, девушек, которым посвятил много чудесной музыки.

© 2018 Кабалевский Дмитрий Борисович. Все права защищены. Поделитесь: ВКонтакте | Facebook | Твиттер
Официальный сайт советского композитора и дирижёра с удивительной судьбой. Создание сайта - «Инсторс»

счетчик посещений