Дорогие читатели и авторы!
Как обычно, в четвертом номере нашего журнала мы поздравляем вас всех с Новым годом и желаем всего самого хорошего. Едва ли не самое наше главное пожелание — успешно преодолеть все сложности, которые преподнес нам год ушедший, високосный 2020 и без потерь справиться с их последствиями.
Режим изоляции продлен, 6–11 классы продолжают учиться удаленно. Наглядно идущий процесс цифровизации образования, как и любой другой, имеет свои плюсы и свои минусы. И те, и другие в общем-то очевидны. С одной стороны, творчески работающие учителя обрели большие возможности для своей работы, но с другой стороны — проявились весьма серьезные проблемы с техническим обеспечением учебы на удаленке. Не будем углубляться в обсуждение этой темы, очень многое зависит от государства. Именно позиции государства и посвящена передовая статья этого номера журнала.
В рубриках журнала отражен широкий спектр педагогических, искусствоведческих и психологических проблем: это и актуальные тенденции в общем музыкальном образовании и влияние цифровых технологий на музыкальную культуру и образование; особенности хореографии народов Севера России и историческое разнообразие типологии форм и смыслов простой погремушки, а также взгляд на творчество Моцарта с точки зрения туреттизма.
В этом номере получают свое продолжение цикл статей, посвященных вопросам музыкального образования (элементарная теория, гармония, сочинение), а также юбилейная публикация материала о смысле и выразительности в искусстве. Поискам обретаемого смысла в музыкальном искусстве посвящен и фрагмент монографии замечательного уральского искусствоведа.
В рубрике «Наши премьеры» впервые публикуются пьесы для готово-выборного баяна, автором которых является музыкант, педагог Курской ДШИ № 8. А в нотной библиотеке предлагаются произведения, связанные с тематикой Календоскопа.
Если уж на удаленке, то лучше — с журналом «Учитель музыки» в руках!
Всегда ваша, Мария Дмитриевна Кабалевская
главный редактор журнала "Учитель музыки", президент Некоммерческого фонда Д. Б. Кабалевского по содействию развития общего и профессионального музыкального образования, музыкальной культуры, искусства и исполнительства
ЧИТАЙТЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ:
► АКИШИНА Е. М. Художественное образование и эстетическое воспитание в Российской Федерации: стратегические ориентиры
► КРАСИЛЬНИКОВА М. С. Актуальные тенденции общего музыкального образования
► НИЛОВ В. Н. Хореография народов Севера Дальнего Востока России: региональные особенности (с цветной вкладкой)
► МЕДКОВА Е. С. Семантика исторической типологии погремушки. Часть I (с цветной вкладкой)
► КРАСИЛЬНИКОВ И. М. Воздействие цифровых технологий на развитие музыкальной культуры и образования
► СЕМЕНОВА Е. А. Моцартианство vs туреттизм
► СЕРЕБРЯКОВА Л. А. В поисках обретаемого смысла: Трагедия сквозь призму пасторали. «Сотворение» Марфы (вступление О. Г. Марченко)
► БАЗАРНОВА В. В. Музыкальное образование: гармония (продолжение, с нотными приложениями). Приложение 1. Н. Мясковский (стихи Вяч. Иванова). Долина — храм. Приложение 2. Н. Мясковский (стихи К. Бальмонта). Прелюдия
► КЛЮЧАРЕВ А. Три пьесы для готово-выборного баяна (Гармонический экспромт; Заморская диковинка; Муравейник)
► ЛЕДЕНЕВ Р. Три пьесы из цикла «Пестрые страницы» (Осенний день; Весенняя картинка; Веселая песенка)
► К юбилею Лейлы Петровны Печко (Р. Д. Зобачева, Н. Г. Куприна, А. Ф. Яфальян)
► ПЕЧКО Л. П. Смысл и выразительность в искусстве (продолжение)
► Календоскоп (Рудольф Баршай, Роман Леденев)
► Ирина Семеновна Аврамкова (некролог)