Дорогие читатели и авторы!
Как обычно, наш последний зимний номер журнала вы прочитаете в конце первого весеннего месяца, поэтому, тоже как обычно, в нем мы поздравляем вас с наступлением весны!
Год был непростым во всех отношениях, и тем более нас радует, что вы не перестаете присылать нам ваши материалы. К сожалению, ушли из жизни два замечательных педагога-музыканта: наш постоянный автор, заслуженный учитель России Валерия Владимировна Базарнова, создавшая публиковавшийся в журнале курс "Введение в специальность" для теоретических отделений музыкальных училищ, и педагог-новатор Эдельвена Яковлевна Смелова, автор носящей ее имя системы обучения игре на свирели. Номер насыщен методическими статьями самого разного плана, включая сравнительно небольшие отдельные статьи педагогов, рассказывающих каждый о своем бесспорно в каждом отдельном случае особенном опыте работы в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных школах и гимназиях. Это, например, уникальный методико-художественный анализ барочной музыки, ориентированный на работу по классу скрипки, или заметки педагога, касающиеся работы с пьесами для готово-выборного баяна, которые уже были опубликованы в предыдущем, декабрьском, номере журнала, а также рассмотрение возможности применения на уроках музыкального искусства радиантного мышления, или варианты использования в дидактических играх на уроках в общеобразовательных школах регионального компонента.
Весьма разнообразны исследовательские материалы — статья о педагогических проблемах, связанных с возникшими в начале ХХ века идеями немецкого философа Рудольфа Штайнера и получивших дальнейшее развитие в альтернативной системе образования в Вальдорфских школах, статья о типологии погремушки как связанного с мифами и ритуалами сакрального предмета, что гораздо шире привычного большинству ее образа как шумовой детской игрушки, и конечно — открывающая этот номер журнала статья, посвященная многогранной проблеме формирования исторического мышления детей. Последняя тема приобретает особую важность в свете активизировавшихся за время пандемии попыток перевести систему обучения в онлайн плоскость. Муссируется идея разработки и внедрения так называемого "гибридного обучения" (оффлайн и онлайн) с последующим полным переходом на первый тип, при этом из системы обучения уходит система ученик—учитель, обучение глаза в глаза, вместо книги предполагается некая цифровая платформа и даже "цифровой тьютер". То есть говоря по-русски, учитель должен быть заменен на искусственный интеллект. Во многих странах мира ученые бьют тревогу, обращая внимание на уже доказанный факт, что чрезмерное погружение детей в "дополненную реальность" снижает их когнитивные способности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Именно поэтому мы с большим удовлетворением говорим, что авторы нашего журнала пока еще не подвержены этим настроениям и ратуют за активное общение родителей и их детей с учителями и проверенное многими годами человеческое общение.
Еще раз поздравляем вас с наступлением весны и неизбежным отступлением пандемии!
Всегда ваша, Мария Дмитриевна Кабалевская
главный редактор журнала "Учитель музыки", президент Некоммерческого фонда Д. Б. Кабалевского по содействию развития общего и профессионального музыкального образования, музыкальной культуры, искусства и исполнительства
ЧИТАЙТЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ:
► ФОМИНА Н. Н. Формирование исторической памяти детей в процессе проведения конкурсов детского рисунка (цветные вкладки)
► РЯБЧИКОВА Е. П. Актуальность антропософии Р. Штайнера в формировании субъекта образования ХХI века
► МЕДКОВА Е. С. Семантика исторической типологии погремушки. Часть II. Бинарные структуры
(цветная обложка)
► БАЗАРНОВА В. В. Некоторые черты музыкального языка XX века. Обучение музыке. Гармония
(продолжение, с нотным приложением). Приложение. С. Прокофьев (стихи А. Ахматовой). Солнце комнату наполнило
► ЛОМАНОВИЧ В. В. В Райском саду Партиты ми-мажор для скрипки соло
► ДЕНЬГИНА М. В. Самовыражение гимназистов на уроках музыкального искусства через радиантное мышление
► ПЛИСКО Е. А., ЗАГУМЁННАЯ Н. А. Региональный компонент в использовании дидактических игр на уроках изобразительного искусства, музыки и во внеурочной деятельности
► ДАНИЛОВА Д. В. Развитие творческого мышления в процессе художественно-музыкальной деятельности
► ХЛАД Ю. И. Ее называют российским Карлом Орфом
► СМИРНОВА Л. Ю. Песни Великой Отечественной войны в исполнении на свирели Э. Смеловой (из опыта работы)
► КЛЮЧАРЁВ А. С. Немного о готово-выборном баяне
► БАРТОК Б. Две пьесы из альбома «Детям» (Крестьянский танец; Песня цветов)
► ДЕЛИБ Л. Пиццикато (из балета «Сильвия»)
► Календоскоп
(Лео Делиб, Бела Барток)