КОСМИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ЖУРНАЛАГлавная » Каталог статей » КОСМИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ЖУРНАЛА
Дорогие читатели и авторы, учителя и ученики! Журнал "Учитель музыки" поздравляет вас с Днём космонавтики! Пусть ваши творческие возможности будут также безграничны как Вселенная, а полёту фантазии позавидует любой космический корабль!
Добавлено 12.04.2022По традиции хотим порадовать вас праздничной подборкой материалов журнала "Учитель музыки". Представляем вашему вниманию две космические галереи, где юные художники нарисовали каждый свою планету, героев-космонавтов и их четвероногих коллег, симпатичных пришельцев и, конечно, звуки и музыку космоса! У картин есть короткое арт-резюме педагога или синопсис самого художника, которые мы приводим далее. И, надеемся, знакомство с таким космическим вернисажем многих вдохновит на прочтение бесконечно детской и бескрайне доброй книги – "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери. ► КУЗЬМИНА О. В. Галактика Второго Этажа
⇒ читать
► КОПЦЕВА Т. А. Мир вселенной в детском рисунке: ритм как средство выражения
ГАЛАКТИКА ВТОРОГО ЭТАЖА
Учитель: Сейчас будем рисовать. Моя планета – это мир, где я защищен от беды, спокоен, добр, рядом со мной то, что хорошо и прочно, интересно, дорого и любимо. А порядок помогает совершаться многим событиям вовремя и без слез. Гладышев Ваня: На моей планете есть необитаемый остров, пляж, 2 города, Индейское племя, МОСКВА река. Есть неописуемо красивый замок из мармелада и еще у меня есть в небе – АЛМАЗЫ! Чумаков Антон: На планете есть свежий воздух, а в КОСМОСЕ все ТИХО. Беляев Никита: Мою планету зовут «Подземелье». На ней много камней и красный песок. Там работают специальные Машины. Там много охраны, чтобы никто не вошел. Там стоит специальный спутник-Астероид, чтобы никто не обнаружил. Там флаг ― трехголовая лягушка, а герб ― паутина… Шилкина Марина: У моей планеты есть дома в виде дерева. У моей планеты есть вулканы.
У моей планеты есть разноцветный замок.
У моей планеты есть море и озеро.
У моей планеты есть красные чайки.
У моей планеты есть деревня.
У моей планеты есть черная земля.
Бондаренко Полина: Моя планета называется «МИР СУШИ». На ней есть море, океан, озеро, залив. Есть лес, зоопарк, горы. Есть деревня «МУ-МУ». Здесь деревья из белого шоколада и мятного крема. Козы дают сгущенное молоко, а коровы мятный коктейль! Кан Лера: Планета, где все любят друг друга. Она такая горячая, как огонь, и украшена украшеньями. Волкова Маша: Этот мир называется В Е Л Е К С, потому что тут люди большие и мир стоит на ЧЕРЕПАХЕ. Трескунов Никита: Моя планета называется ГИГАНТ. Посетите мою планету во второй галактике. На моей планете есть 1 материк, 6 островов. На моей планете есть воздух, и есть жизнь. Есть хлебные деревья и сады мороженого, и ДИНОЗАВРЫ есть. Чичелёва Ксения: На моей планете три океана и 1 водопад. На этой планете 1030 королей и королев. (Есть статуя, посвященная 31-й королеве.) На планете водятся звери, которые рассказывают сказки. Мою планету можно перейти с экскурсией за 5 дней, а без экскурсии за 2 часа. Жуков Даниил: На планете царь живет, у него зверушка стра–а–ашная. У царя есть машинка при–и–израчная, цель ― разрушить злых призраков. И еще есть там лето… Ржавин Сережа: Раз, два, три, четыре, пять, шесть На моей планете есть:
город, остров, озеро, река,
столица, деревня, мельница,
мармелад, шоколад, мандарин, апельсин.
Сюсина Света: Этот мир называется «Водяной пир!». На этой земле есть зелень-вода, жаркое место и Северный полюс. Сад здесь есть: фрукты и овощи. МИР ВСЕЛЕННОЙ В ДЕТСКОМ РИСУНКЕ
Вселенная в представлении детей разных возрастных групп – это всё то, что мы видим вокруг себя или же можем «обнаружить» с помощью приборов, «это весь микро- и макрокосмос», как бы «всё во всём». Причем подростки отмечают, что «человек – это тоже вселенная». Ритмически организованный рисунок помогает уже маленьким двух-трехлетним детям выразить свое отношение, например, к радостному или грустному солнцу (Екатерина И. , 3 года. ВЕСЕЛОЕ СОЛНЫШКО и СОЛНЫШКО ГРУСТИТ.Россия, Самарская обл., г. Самара. № № 44553, 44554). Ритмическая и цветовая организация нанесения линий и пятен меняется в зависимости от замысла. Ритмические ряды составляются группой хроматических (цветных) или ахроматических (черно-бело-серых) рисовальных средств или посредством их взаимосвязи, которые, составляя язык искусства, создают композиционный строй картинной плоскости детского рисунка (Мария И., 5 лет. ЦВЕТОЧНЫЙ КОСМОС. 2021. Россия, Самарская обл., г. Самара. № 45020). Такой способ изображения позволяет ребенку-автору подчеркнуть музыкальность или поэтичность реального или фантастического (сказочного) изобразительного образа с целью достижения задуманного. Понятие «ритма» непосредственно связано с понятием «метра» в музыке. «Метрический порядок» расположения каких-либо элементов предполагает их равномерную последовательность; ритмический строй основан на чередовании различных ритмических групп, интервалов, акцентов и пауз (Дарья Д. ,14 лет. МУЗЫКА. 2021. Россия, Тюменская обл., тер. 14 км а/д Тюмень-Рощино. № 46856; Лариса С., 14 лет. ГОЛУБОЙ ВЕЧЕР. 2021. Россия, Тюменская обл., тер. 14 км а/д Тюмень-Рощино. № 46848). Музыка, как искусство, развивающееся во времени, по мнению детей, «космична по своей природе», она способна дарить вдохновение, возбуждать на изобразительное творчество, создавать душевные вибрации, которые пытаются изобразить на своих рисунках юные художники-музыканты (Савелий П., 12 лет. ВДОХНОВЕНИЕ. Россия, Тюменская обл., тер. 14 км а/д Тюмень-Рощино. № 46769). Особое место в детском изобразительном творчестве занимает тема «Животные в космосе». Знаменитые дворняжки Белка и Стрелка готовятся к полету (Александр М., 14 лет. БЕЛКА И СТРЕЛКА. 2021. Россия, Томская обл., г. Томск. № 37230), летят в космическом корабле, осваивают космическое пространство (София А., 8 лет. БЕЛКА И СТРЕЛКА. ДНР, ДНР, г. Горловка. № 33479), выходят в открытый космос, ходят по поверхностям иных планет, встречаются с инопланетянами (Ева Н., 10 лет. ПРИКЛЮЧЕНИЯ БЕЛКИ И СТРЕЛКИ. 2021. Россия, Красноярский край, г. Лесосибирск. № 44569). Юные художники умело используют ритмическую организацию цветовых пятен на листе, чтобы усилить ощущение динамики, таинственности и загадочности космического мира. Маленькие рисовальщики дошкольного и младшего школьного возраста проявляют бурную фантазию, чтобы придумать фантастические образы инопланетных существ. Несмотря на то, что на их изобразительное творчество оказывают влияние мультипликационные и художественные фильмы (Екатерина Н., 10 лет. ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ПРИШЕЛЬЦЫ. 2021. Россия, Красноярский край, г.Лесосибирск. № 44570), их ритмически организованные цветовые и графические решения подкупают наивностью, красочностью и выразительностью (Ника С., 6 лет. ВЕСЕЛАЯ СЕМЕЙКА. 2021. Россия, Самарская обл., г. Самара. № 44908). Анализ рисунков показал, что дети разных стран мира выстраивают свои картину мира, не только исходя из своих замыслов, но и из технических возможностей и оборудования образовательных организаций, в которых они создают свои произведения под руководством педагога. О хорошей оснащенности учебного процесса свидетельствуют рисунки из России, так же из других стран – участников конкурса: Белоруссии, Казахстана, Молдовы, Украины, Португалии, Донецкой и Луганской народных республик (Алина К., 8 лет. Разноцветная планета. 2021. Белоруссия, Минская обл., г. Столбцы. № 46271; Анастасия З., 12 лет. ГОЛУБЫЕ ВЕЧЕРА Россия, Тюменская обл., г. Тюмень.№ 46875). В арсенале юных художников такие художественные материалы как гуашь, акварель, пастель (сухая и масляная), уголь, фломастеры, гелевые ручки, дети работают в смешанных техниках : восковой мелок и акварель, осваивают технику батик, эбру, граттаж, гравюру, монотипию, мозаику. Каждая техника диктует свой изобразительный строй рисунка. Гравюра (линогравюра, сухая игла, гравюра наклейками и др.) – трудоемкое дело, тем отраднее, что педагоги-художники знакомят учеников с этой техникой и дети высылают на конкурс свои удачные оттиски (Татьяна К., 12 лет. САМОДЕЛЬНАЯ РАКЕТА. Гравюра. Россия, Челябинская обл., г. Миасс. № 46635). Батик (холодный, горячий) – роспись по шелку, соединяет четкость контурного рисунка и перетекание цвета, требует от юного автора внимания, аккуратности и изобретательности. Присланные на конкурс работу подкупают звонкостью цвета, композиционной ритмичностью и собранностью колорита (Милена З., 8 лет. Удивительный космос. 2021. Батик. Россия, Пермский край, г. Чайковский. № 46826). Гуашь обладает кроющими способностями, локальным цветом, что способствует организации ритмическим построениям, обладающим некоторой декоративностью и даже узорностью. Техника набрызга способствует созданию звездного пространства, обогащая живописную поверхность оттенками нового цвета (Алина Г. , 14 лет. НАБЛЮДАЕМ ВСЕЛЕННУЮ. 2021. Россия, Краснодарский край, г. Армавир. № 46012). Пастель способствует смягчение контурного рисунка, созданию бархатной поверхности, созданию иллюзии глубинного пространства (Екатерина С., 11 лет. 12 АПРЕЛЯ. 1961 ГОДА. Россия, Липецкая обл., г. Елец. № 43936). Уголь – графический материал. Черно-серо-белое решение придает замыслу некую суровость, в то же самое время, техника растирки, смягчая края изображений, объединяет их в единое целое, в итоге ритмы светлых и темных пятен создают гармоничный образ (Алиса Ш., 14 лет. ОКБ-1 СЕРГЕЯ ПАВЛОВИЧА КОРОЛЁВА. 2021. Россия, Тверская обл., г. Тверь. № 46994). Цветной карандаш начинает звучать в обрамлении черного контура, созданного фломастером (Никита Ж., 5 лет. МЕЖПЛАНЕТНАЯ ПРОГУЛКА НА ЛЕТАЮЩИХ ТАРЕЛКАХ. 2021. Россия, Самарская обл. № 45926), а масляная пастель набирает цветовую насыщенность, контрастируя с темным контуром (Маша С., 7 лет. СОН-ЦВЕТОК. 2021. Россия, Самарская обл. № 45900). Символическое значение обретают ритмически организованные пятна и штрихи в композициях, основанных на народных мотивах. Заимствуя образный язык того или иного народного промысла, юные декораторы создают монументально-сакральные сюжеты (Варвара Ш., 13 лет. ВСЕЛЕННАЯ МОИХ ПРЕДКОВ. 2021. Россия, Владимирская обл., г. Владимир.№ 45666; Анна К., 12 лет. МИР РОССИЙСКОЙ ГЛУБИНКИ.2021. Россия, Владимирская обл., г. Владимир. № 45651). Условность изобразительного образа, который создает юный художник, часто продиктована влиянием на него произведений декоративно-прикладного искусства. Коды-образы: древо жизни, конь-солнце, баба-родительница, жар-птица-огонь и др., солярные знаки, проникают в детское изобразительное творчество из народных промыслов и языческого фольклора (Mariana F. , 14 лет. PRODIGIOSA NATUREZA. Португалия, Aveiro. № 46461; Maria P. , 15 лет. A BELEZA DA NATUREZA EM PERFEITO EQUILÍBRIO. Португалия, Aveiro. № 46331). На некоторых старших подростков (Александра К., 13 лет. КОСМОС РЯДОМ. 2021. Россия, Калининградская обл., г. Калининград. № 36255) оказала влияние графика голландца Маурица Эшера, самого яркого представителя имп-арта – направления в искусстве, нацеленного на изображение невозможных фигур. Его работы из серии «Дни творения» потрясают с одной стороны лаконичностью форм, а с другой глубиной содержания, в которых график мастерски исследовал пластические аспекты понятий симметрии и асимметрии, ритма и бесконечности, а также особенности эмоционального восприятия сложных трёхмерных объектов. Также чувствуется влияние творчества испанского художника Сальвадора Дали, одного из самых известных представителей сюрреализма (Полина К. , 14 лет. Я КАК КУБИК-РУБИК. 2021. Белоруссия, Минская обл., г. Столбцы. № 46268). |
|
© 2024 Кабалевский Дмитрий Борисович. Все права защищены.
Официальный сайт советского композитора и дирижёра с удивительной судьбой. Создание сайта - «Инсторс»