kabalevsky.ru
     Здесь мы собрали полную коллекцию музыкального и литературного наследия автора, а также разместили книги и статьи о Д. Б. Кабалевском, опубликованные, как пожизненно, так и посмертно.
 НОТОГРАФИЧЕСКИЙ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

Дополнение к списку сочинений, составленному П. Назаревским

Фортепианная музыка для детей и юношества(сборники)

Русские народные песни, положенные в основу 24 прелюдий

СОЧИНЕНИЯ Д.Б.КАБАЛЕВСКОГО 
НОТОГРАФИЧЕСКИЙ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

Составитель П. НАЗАРЕВСКИЙ

Всесоюзное издательство «Советский композитор» Москва 1969

От составителя

Настоящий справочник включает полный перечень произведений Д.Б. Кабалевского и их библиографию.

Справочник состоит из следующих разделов:
сочинения Д. Б. Кабалевского по порядковым номерам и в хронологической последовательности;
сочинения Д. Б. Кабалевского в хронологической последовательности, необозначенные порядковым номером;
транскрипции и переложения произведений различных авторов;
переложения сочинений Д. Б. Кабалевского для различных составов;
издания для слепых рельефно-точечным шрифтом;
дискография;
список сочинений, систематизированный по жанрам;
список авторов, чьи сюжеты и тексты использованы в произведения Д. Б. Кабалевского;
Кабалевский-публицист;
библиография.

Для удобства пользования справочником библиографический материал (как и сочинения в седьмом разделе) распределен по жанрам (оперы, балеты, симфонии, камерные инструментальные ансамбли и т.д.).

Помимо названия и года написания произведения, приводятся сведения о том, где, когда и в каком виде опубликовано данное произведение, какие существуют переложения, кто авторы их, какие есть типы изданий и т.п.

В сведениях о симфонических и камерных инструментальных сочинениях указаны тональность, состав оркестра или ансамбля.

Состав оркестра указывается цифрами. Например, 2, 2, 2, 2–4, 2, 3, 1 означает количество деревянных и медных инструментов, т.е. 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота – 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона и 1 туба. Далее следуют ударные, арфа, фортепиано, струнные (квинтет струнной группы симфонического оркестра). В одну группу объединены: флейты и малая флейта, гобой и английский рожок, кларнеты и бас-кларнет, фаготы и контрафагот.

В разделах о вокальных произведениях приводится состав исполнителей, авторы текста и перевода, начальные слова песен ли романсов; о сценических – время и место премьеры, имена режиссёра, художника и исполнителей главных ролей (если удалось становить их).

Последняя графа справочника содержит сведения об изданиях произведений. Они указаны по материалам библиотек и по летописям Книжной палаты.

При указании местонахождения рукописей или автографов приняты следующие сокращения:
ЦГАЛИ СССР – Центральный государственный архив литературы и искусства.
ГЦММК – Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки.

Среди советских композиторов одно из первых мест принадлежит Дмитрию Борисовичу Кабалевскому, сочетающему интенсивную творческую работу композитора с не менее обширной работой в качестве профессора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, учёного и музыкального критика, лектора, исполнителя собственных произведений (пианист и дирижёр) и с разнообразной музыкально-общественной деятельностью.

Перу Д. Кабалевского принадлежат четыре симфонии четыре оперы («Кола Брюньон», «В огне», «Семья Тараса»Ц, «Никита Вершинин»), оперетта «Весна поёт», три концерта для фортепиано с оркестром, скрипичный концерт, два виолончельных концерта, два струнных квартета, музыка к кинофильмам, драматическим спектаклям, многочисленные песни и фортепианные произведения.

Композитор родился 17/30 декабря 1904 года в Петербурге, в семье служащего. Музыкальное образование получил в Московской консерватории, которую окончил в 1929 году с отличием по классу Н. Я. Мясковского, а год спустя – по классу А. Б. Гольденвейзера (фортепиано).

Большинство произведений Д. Кабалевского связано с жизнью нашей страны и затрагивает значительные, волнующие темы. Например, третья симония «Реквием» на стихи Н. Асеева создана композитором к 10-летиюсо дня смерти В. И. Ленина; «Поэма борьбы» для симфонического оркестра и хора посвящена Великой Октябрьской социалистической революции. На темы произведений советских авторов написаны оперы «Семья Тараса» (по повести Б. Горбатова «Непокоренные») и «Никита Вершинин» (по пьесе Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69»).
Третий фортепианный концерт и концерты для скрипки и для виолончели, проникнутые оптимизмом и жизнерадостностью, посвящены советской молодёжи. Широкой популярностью пользуются школьные пионерские песни Д. Кабалевского («Наш край», «Про вожатую». «Пионерское звено», «Четверка дружная ребят», «Школьные годы») и детские фортепианные пьесы, соч. 27 и 39.

В годы Великой Отечественной войны, помимо большого количества патриотических песен, Д. Кабалевским созданы опера «В огне», посвящённая обороне Москвы, кантата «Родина великая» и сюита для хора и оркестра «народные мстители». Памяти тех, кто погиб в борьбе с фашизмом, композитор посвятил «Реквием» для солистов, двух хоров и симфонического оркестра (на слова Р. Рождественского).
Нашим детям, юношеству, молодёжи, юным строителям коммунистического общества посвящены кантаты для детского хора и оркестра «Песня утра, весны и мира» и «О родной земле» (слова Ц. Солодаря) и «Ленинцы (на стихи Евг. Долматовского), оперетта «Весна поёт».

Научно-публицистическая деятельность Д. Кабалевского обусловлена в известной степени тем, что он несколько лет (1940-1946) был главным редактором журнала «Советская музыка». Начальником Управления художественного вещания Всесоюзного радиокомитета (1943-1945), заведовал сектором музыки Института истории искусств Академии наук СССР (1949-1952), где под его руководством была подготовлена большая коллективная работа по истории русской советской музыки.

Композитор-коммунист свои выступления в печати посвящает актуальным вопросам советского музыкального творчества: он пишет об эстетическом воспитании детей, о роли человека в искусстве. Музыка и современность» – тема центрального доклада Д. Кабалевского на V пленуме Союза композиторов СССР.

Творчество Д. Кабалевского получило признание за рубежом. В США, Англии, Франции его музыку исполняли такие известные дирижёры, пианисты и скрипачи, как Артуро Тосканини, Дмитрий Митропулос, Генри Вуд, Джон Барбиролли, Владимир Горовиц, Йожеф Сигети. Его опера «Семья Тараса» была поставлена в семи театрах Чехословакии, в Болгарии и Польше. «Реквием» исполнялся в ГДР, США, Венгрии и Югославии.

На протяжении последних двадцати лет Кабалевский совершил много поездок по странам Европы, Америки и Азии. Выступая с концертами, докладами на различных конгрессах. Участвуя в работе Международного музыкального совета и Всемирного Совета Мира.

Д. Кабалевский часто встречается с советскими слушателями. В 1958 году весте с А. Хачатуряном совершил концертную поездку по городам Кузбасса и Алтая, в 1960 году был в Сибири и на дальнем Востоке, трижды – в Донбассе и почти во всех Союзных республиках. Стали традиционными конкурсы юных пианистов Поволжья имени Д. Кабалевского, проходящие в Куйбышеве (в 1967 году состоялся четвертый конкурс).

Д. Кабалевский был членом жюри Первого и второго международных конкурсов имени П. И. Чайковского в Москве; его «Рондо» для фортепиано, соч. 59 и «Рондо» для скрипки, соч. 69 были обязательными номерами для конкурсантов.

В планах композитора опера по мотивам книги И. Лаврова «Встреча с чудом» (либретто С. Богомазова), балет «Поединок» по либретто Ю. Слонимского и О. Виноградова и оратория на стихи Р. Рождественского «Письмо в ХХХ-й век».

П. Назаревски

 
 
 НОТОГРАФИЧЕСКИЙ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК  (полная версия)